Пресса о нас
Форма определяет содержание
Профессиональный археолог Любовь Николаевна Сладкова родилась в Тобольске 15 июня 1956 г. Закончила исторический факультет Тюменского университета, затем два года стажировалась в Свердловске, в УрГУ, по специализации "Археология". Еще со второго курса участвовала в археологических экспедициях, а в 1981 году состоялся ее дебют в качестве руководителя разведпоиска. Сейчас в ее багаже 22 археологических сезона.
Подспорьем в профессиональной работе вскоре становится и изготовление этнографических и археологических "артефактов" - копий различных культовых изделий.
Первой стала кукла, сшитая по просьбе этнографов Н. Переваловой и будущего членкора АН России А. Головнёва. "Я ощущала себя девочкой-хантыйкой, которая их шьет". Затем пришел черед глиняных изделий - сидящих человечков (кстати, одну из таких фигурок Любовь Сладкова нашла сама, при раскопках святилища Чертова гора у р. Конда).
"Меня заинтересовало - почему сидящие? Что это означает? В литературе встречались разные интерпретации: просто куклы, культовые изделия -дух огня, домашнего очага, кователя... Стала искать - где еще есть подобные? Нашла. Неолит Средней Азии, Трипольская культура (культура - археологический термин, люди, жившие в одном месте и в одно время, но еще , не сформировавшиеся как народность). Хотелось понять - кто их делал и для чего? Я немного мистик, стала лепить сама, чтобы почувствовать руками. Появилось много интересных мыслей. А никто до этого не пытался проводить такую типологию, фигурки делили на антропо-, зооморфные и абстрактные личины - "сиделки". Сделала доклад на конференции в Сургуте, коллеги не поняли, сказали, что это не научный подход. Но меня поддержал ныне покойный московский археолог Могильников, благодаря ему вышли в свет две мои статьи: в сборнике Тобольского музея и журнале "Подорожник".
По интерпретации Любови Сладковой, возможно, фигурки трипольской культуры лепили девушки, вступающие в детородный возраст.
Среди работ Любови Сладковой есть бусы, подвески, глиняные солонки. Она активно использует бисер.
Часто вслед за руководителем в экспедициях пробуют свои силы в лепке и участники. Ведь когда что-то, воссоздавая по старинным технологиям, делаешь сам - рождается интерес, возникает причастность к проникновению вглубь истории. И именно так форма определяет содержание.